Музей таможенного дела

Музей таможенного дела реализован в рамках деятельности Бизнес-инкубатора "Налоговый и таможенный консультант".

Музей таможенного дела и таможенной политики поможет получить представление о развитии таможенного дела в России. Сущетсвовал ряд трудностей при создании данного проекта - это связано с тем, что но территориях существующих субъектов Российской Федерации были свои правила, законы уплаты таможенных платежей и налогов.

Музей таможенного дела и таможенной политики будет интересен всем кто интересуется историем Российского Государства, а особенно студентам изучающим дисциплину "История таможенного дела и таможенной политики", а также "История налогообложения".

VIII – XI века

Точкой отсчета зарождения таможенного дела на Руси принято считать договоры с Византией, заключенные князем Олегом в 907, 911 годах, в которых закреплены такие элементы таможенного дела, как взимание пошлин и порядок таможенного обложения. До заключения договоров таможенная политика Русского государства носила случайный, эпизодический характер, сводилась к вывозу дани, находилась в ведении князя и приближенных к немногочисленной группе состоятельных граждан. Собственно последние и принимали непосредственное участие при заключении международных договоров. Также существовало два торговых пути: первый, наиболее значимый для «руссов», - от Ильмень-озера по Днепру к Черному морю и затем в Византию – «путь из варяг в греки»; второй – по Волге к Каспийскому морю и затем в Багдад. Торговля осуществлялась с болгарами, хазарами, а также с византийцами, но преобладал военный, захватнический характер обмена.

Таким образом, договорами 907, 911, 941, 945, 971 греки стремились обезопасить себя от нападений Руси, заменив насилие мирным обменом.

По договору 911 купцы в Царьграде находились на содержании византийского императора, а торговые отношения осуществлялись по формуле: «и да творять куплю, яко же им надобе, не платяче мыта ни в чем же». Мыт – это торговый сбор, взимаемый за провоз товара через заставы, пользование местом для торга, аренда торговых площадей, покровительство, оказываемое купцам и иным торговым людям. Для взимания сбора организуются специальные места: «погосты» и «станы». В договоре 945 русские в Царьграде должны были проходить регистрацию, проживали (не более 6 месяцев) на подворье монастыря в предместье Константинополя. В город русских купцов пускали группами не более 50 человек, без оружия, в сопровождении чиновников, которые несли ответственность за их жизнь. Получали «месячину» - хлеб, вино, рыбу, мясо, фрукты, а также бесплатно пользовались банями и имели право требовать на обратную дорогу якорей, канатов, парусов и другого корабельного снаряжения.

Но были и свои ограничения, например, на приобретение парчовых тканей, производимых в императорских мастерских, - на каждого человека товара на сумму не более 50 золотых; русским запрещалось зимовать в Царьграде и в устье Днепра. Статья 5 Договора 945 г. гласила, что «ежели русин украдет что-нибудь у грека или грек у русина, да будет строго наказан по закону русскому и греческому; да возвратит украденную вещь и заплатит цену ее вдвое»[1] то есть можно смело говорить о том, что до принятия Христианства на Руси решение всех международных вопросов происходило совместно как со стороны нарушившего договор, так и со стороны обвинителя.Таким образом, период конца VIII – XI веков можно считать первым историческим этапом возникновения общих правовых и организационных основ административно – правового режима обеспечения таможенного дела. В IX веке возникают новые торговые пути: по Дону, по Волге, и новые города: Ладога, Новгород, Смоленск, Чернигов, Любеч, Волоколамск и другие, но все же главную роль в тот период играли Киев и Новгород.

Основными статьями экспорта в то время были хлеб, медь, воск, рабы. Импортировали в основном предметы роскоши и оружие.

XII – XIII века

В период раздробленности Киевской Руси содержание таможенного дела стало в большей степени, чем прежде, определяться внутренними экономическими интересами. В «удельное время», несмотря на разобщенность между удельными княжествами, развернулась бурная торговля княжеств между собой. На границах княжеств стали возникать таможенные заставы, поэтому можно считать, что это была такая же внешняя торговля, как и обмен с греками. Появились новые виды таможенных платежей, усилилась их дифференциация: существовали «мыт», «перевоз», «гостиное», «амбарное», «вес», «мера» и др. Контроль над «весами» и «мерами» осуществляло духовенство. При этом пошлиной оплачивались не только сами торговые сделки, но и различные действия, связанные с хранением, перемещением товаров, определением их количества и качества. Возникают сборы за провоз товаров, использование амбаров, взвешивание, измерение, наклеивания ярлыков, клеймение, прикладывание печатей т. п. Максимальной дробности эти сборы достигают в XV-XVI веков, многие из них появились еще во времена Киевской Руси .Связано их появление с тем, что князья, завоевавшие какие-либо города или земли, стали взимать в свою пользу поборы со всех, кто продавал здесь товары или просто был проездом в этих местах. Со временем князья, олицетворяющие собой власть, обосновывали необходимость данных сборов заботой о безопасности самих же купцов (например, ведением борьбы с разбойниками, нападавшими на торговые караваны) или организацией строительства и ремонта дорог, мостов, переправ. Пошлины, взимавшиеся в удельное время, условно можно разделить на четыре группы: торговые, проезжие, за обслуживание и штрафные. Всего же взималось до сорока различного рода и наименования пошлин. К штрафным пошлинам в то время относились «промыт» и «замыт». Попытка уклониться от уплаты мыта, например путем объезда застав, каралась штрафом, именуемым «промыт». Он был довольно высок, в середине XV века промыт составлял 6 алтын с воза. Промыта - уклонение от уплаты мыта - наказывалась штрафом, а лицо, совершившее это деяние, наказывалось кнутом. Промыт - наказание за неуплату мыта - составлял сумму в размере двух пошлин. С привоза товара взимался «замыт», его нередко брали вместо мыта, отсюда и его название. Заповедью назывались пеня за неуплату пошлины при продаже или покупке лошади и штраф, взимаемый с купцов за складирование товара в домах частных лиц, помимо гостиного двора. Величина заповеди составляла 2 рубля (рубль шел государству, второй - таможенникам). Протаможы - штраф за тайный провоз товара без уплаты пошлины и за неявку его в таможню. Протамга - пеня за неявку товара в таможню. Эти и другие виды пошлин подробнее рассмотрены в Таблице

Основные сборы, взимаемые на территории Российского государства до XVIII века

Характер сбора

Название пошлины

Объяснение

Размер

Сборы проезжие, взимавшиеся за пользование искусственными и водными путями сообщения.

Мыт

основная пошлина за провоз товаров

от 0,5 до 1,5

копейки с воза

Мыто сухое

Пошлина с товаров, провозимых по суше

Не было фиксированного размера

Мыто водяное

Пошлина, взимаемая с количества судов

Не фиксированного размера

Промыт

Штраф за попытку уклонится от уплаты пошлины

двойной мытв середине XV века промыт составлял 6 алтын с воза.

Заповед

Штраф с купца как личности за попытку уклонится от уплатыпошлины;

 

Посаженное

Разновидность мыта, взимавшегося в зависимости отвеличины воза в саженях

Чем больше воз, тем больше был размер посаженного

Головщина

Сбор с находящегося в возу человека (пассажира)

Размер в разной местности существенно различался и доходил до трех копеек счеловека

Задние калачи

Сборы, взимавшиеся с купца и сопровождающих его лиц при возвращении после распродажи товаров

0,3 копейки с человека

Костки

Иногда собиравшийся сбор с сопровождавших товар людей

0,5 копеек с души

Мостовщина

За проезд по мосту

До 1 рубля за человека с лошадью

Перевоз

За перевоз товара через реки

До 1 рубля за человека с лошадью

Носовое

Сбор с судов в зависимости от их количества

Одна – две деньги

Шестовое или береговое

Сбор с судов по причаливанию к берегу

Одна – две деньги

Торговые сборы

Явка

Сбор с торговца за предъявление товара на заставе

0,5 -1,5 копейки

Замыт

Сбор за право торговать определенным товаром

0,5 копейки с каждого рубля стоимости товара

Пошлины за наем помещения под торговлю или за складку

Гостиное

Сбор за право иметь склады

 

Амбарное

Сбор за наем амбара под товар на гостином дворе

0,5-2 копейки за неделю хранения

Полавочное

 

 

Поворотное или подворное

За проезд через ворота гостиного двора

 

Позем

 

 

Свальное

За разгрузку товара

 

 Также существовали фискальные пошлины, такие как порядное, восмичее, искунное; сборы с наложения таможенных знаков: узловое(за обвязку товара с приложением таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки, и др), поузольщина; специальные сборы с продажи лошадей: пятно, писчее, поводное; сборы с продажи скота: роговое, привязное (за привязывание скота на торгу); сборы за определение количества товара: висчее или пудовое (за взвешивание товара), контарное, подъемное, рукознобное, померное (за измерение товара).Товар осматривался прямо у стен городов, так как таможенная служба еще не была по настоящему налажена, в некоторых княжествах – воинами-охранниками. Зачастую пошлиной служили те же продукты, которые привозились на продажу (пара яиц из корзины, часть молока из кувшина). У торговцев побогаче проезжая пошлина бралась солью, мехами, а также серебром в пользу княжеской казны или монастырей, церквей, приходов. Основными нормативными актами, регулирующими правила перемещения товаров через таможенную границу, порядок таможенного обложения и устанавливавшими санкции за уклонение от таможенного обложения, в то время являлись уставные грамоты, издававшиеся великими князьями. В 1124 году выходит свод законов «Русская Правда», в состав которого входит Правда Ярослава Мудрого, Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха. В нем впервые объяснены обязанности мытника, функции и степень юридической значимости во внутренних делах государства. В главе «О татбе» говорится, что в случае покупки краденного на торгу следует привлечь свидетелями двух свободных людей или мытника, таким образом, можно говорить о том, что мытник – юридически значимое, государственное лицо. В разделе «О своде же» говорится о присутствии мытника при разбирательстве дела о воровстве. В разделе «О Мостницех» говорится о взимании мыта при проезде через мосты, а также об обязанностях мытника по содержанию мостовых переправ.

XIII – XV века

Во время монголо-татарского ига в русском языке появилось слово «тамга», означающее клеймо, печать, тавро татар и башкир. Вскоре тамгой стали называть пошлину, взимаемую при торговле на рынках и ярмарках, а место ее уплаты - таможней. Постепенно за всеми сборами с товаров, предназначенных для продажи, закрепилось наименование таможенных. В это же время вводится и таможенная откупная система, просуществовавшая с небольшим перерывом до 1762 г. Суть данной системы состояла в том, что порядок установления таможенных правил и порядок взимания таможенных платежей отдавался на откуп тем лицам, которые могли купить это право у монголо-татарских ханов. Как правило, это были хивинские и хорезмские купцы.Таможенные сборы, существовавшие на Руси, делились на проезжие и торговые. Первоначально они взимались с известного количества товаров - с воза, меры без учета стоимости объекта обложения. Впоследствии при определении их размера стали обращать внимание и на ценность продаваемого имущества. Основной проезжей пошлиной был мыт: от одной до трех денег (т. е. 0,5 - 1,5 копейки) с воза; в зависимости от величины воза в саженях возникла разновидность мыта - посаженное; с людей, сопровождавших товар, собиралась головщина; при проезде по мосту взыскивалась мостовщина (от двух до четырех денег с телеги с лошадью) и др. Особым вариантом проезжих пошлин была плата за проезд по мосту («мостовщина») или переправы через реки («перевоз»).

 Ей подлежали также только торговые люди, двигавшиеся с товарами. Этот сбор поступал в казну великого князя или вотчинника, во владениях которого находились мост или переправа. Фиксированной ставки не было, скорее всего это зависело от владельца данного моста или переправы. Если проезжавшие были не в состоянии заплатить данные пошлины, товар подлежал конфискации. В конце XV в. в фискальных целях предпринимались неоднократные попытки упорядочить таможенные сборы и пошлины с иностранцев. Иван III, Василий III, а затем Иван IV пытались упорядочить многочисленные таможенные правила, существовавшие в сфере внешней торговли, что в итоге привело к разработке единой торговой и таможенной политики на всей территории Московского государства. Таможенная служба в России в конце XVI в. - начале XVII в. была «откупной». К выполнению обязанностей по несению таможенной службы привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян, которые, по сути дела, отбывали повинность.По откупной системе таможенная служба формировалась следующим образом. В одних случаях вопрос о передаче какой-либо таможни на откуп решался московским приказом, в других - областным воеводой. Откупщику выдавалась откупная грамота, в которой точно и подробно определялись все откупные условия (виды и размеры платежей, подлежащих взысканию в пользу откупщика, порядок и способы их взимания, место и сроки уплаты).Откупщик принимал на себя обязательство уплаты правительству определенной суммы в установленные сроки, что подтверждалось его поручителями, которые в случае неуплаты откупщиком указанной суммы обязаны были погасить его задолженность. Как правило, продолжительность откупного срока не превышала одного года.

Вопросы таможенного обложения в этот период регулировались в основном двусторонними договорами между отдельными княжествами и городами. «Стараясь о том, чтобы никто не избегал уплаты таможенных сборов, проезжая мимо городов, где устроены таможни московское правительство иногда заводило переписку об этом с соседними владельцами.»[2] известен случай, «когда Муромские наместники при Иоанне III поймали казанского татарина, который ехал с товарами через Мордву и Новгород Нижний и Муром объехал, избывая пошлин, Великий князь написал Мегмет Амину, казанскому царю, чтобы тот запретил своим татарам ездить на Русь иначе, как через Нижний».

XVI – XVII

Таможенная служба в России в конце XVI в. - начале XVII в. была «откупной». К выполнению обязанностей по несению таможенной службы привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян, которые, по сути дела, отбывали повинность.

В соответствии с Указом 1596 г. царя Федора Иоанновича и Бориса Годунова все частные мыты были переданы в ведение голов и целовальников, которые были обязаны давать половину мытных денег владельцам мыт, а вторую половину передавать в казну. В период царствования Михаила Романова пошлины еще более дифференцировались, особенно на вывоз товаров из России.

Хлеб, дорогие меха, персидский шелк, а также некоторые другие товары правительство объявило заповедными и запретило торговать ими частным лицам, сосредоточив в своих руках всю выгоду от продажи этих товаров. Не разрешался ввоз в Россию табака, потребление которого строго преследовалось, а также хлебных вин, бывших предметом государственной монополии.В период царствования Алексея Михайловича было сделано очень много для развития таможенного дела в России благодаря серии последовательно проведенных экономических и правовых реформ.

Первым важным шагом в этом направлении стало принятие Торгового устава 1653 года. Прежде всего, данным документом вместо многочисленных и разнообразных российских таможенных сборов (а их насчитывалось к тому времени порядка нескольких десятков) вводится единая рублевая пошлина, равная 5% с рубля цены товара. Исключение составляла лишь соль, для которой пошлина устанавливалась в размере 10% от цены, а также особые сборы взимались с рыбы и пушнины. Во-вторых, внешние таможенные пошлины были отграничены от внутренних. И, наконец, третий момент заключался в отмене льгот и привилегий для иностранных торговцев, которые уравнивались в правах с русскими купцами. На основе Торгового устава в апреле 1654 г. была составлена уставная грамота, запрещавшая взимать проезжие пошлины во владениях светских и духовных феодалов. Отменялось большинство мелких пошлин, сопровождавших торговые операции. Сохранялись только амбарные пошлины, сборы с взвешивания и обмеривания товаров (аршинные пошлины и т.п.). Вводимая уставной грамотой 1653 года система пошлин вполне соответствовала достигнутому уровню развития торговли. Величина таможенного сбора прямо зависела от товарооборота (а не от пересечения границ чьих-либо владений, проезда по мостам, обмеривания товаров и др.). Взимание торговой пошлины в зависимости от цены товара позволяло всегда учесть колебания курса рубля, а падение его стоимости и рост цен не вели к реальному уменьшению таможенных сборов. Новая система упрощала процедуру сбора торговых пошлин и отчетность по ним. Это было выгодно как государственным налоговым органам, так и крупному купечеству. Во-первых, богатые купцы несли службу в качестве таможенных голов, руководили сбором пошлин и были больше всех заинтересованы в упрощении его процедуры. Во-вторых, они вели торговлю по всей стране, переезжали с товарами из города в город, и им была выгодна ликвидация всех местных таможенных особенностей, отмена различий между местными и проезжими торговыми людьми. С подобными просьбами крупные купцы неоднократно обращались к правительству до принятия Таможенной уставной грамоты.

Первым законодательным актом, регулирующим вопросы внешней торговли и таможенного дела, стал Новоторговый устав 1667 г. «Пошлины с продажи иностранцами товаров во внутренних городах сохранялись те же, что и в Грамоте 1653 года (2 алтына с рубля), а проезжие пошлины повышались до гривны с рубля (10%). Таким образом, в общей сложности пошлина для иноземцев, проникающих на внутренний рынок, достигла 13% с цены товара. Русские торговые люди платили лишь обычную рублевую пошлину в 10 денег (5%). Правительство стремилось защитить монополию казны на продажу крепких напитков населению и повышало цены на ввоз и без того дорогих иностранных вин.»[4] В 51-й статье Новоторгового устава говорится: «А вина и розных питей перед прежним гораздо много привозят и оного много не нужно надобно: потому что на Государевых кружечных дворах чинятся оттого убытки и недоборы большие». Следовательно, таможенные пошлины становятся уже не только источником пополнения казны, но и инструментом экономической политики , средством защиты отечественной коммерции, обеспечения определенных финансовых интересов государства. «Новоторговый устав (1667) – был введен в России царем Алексеем Михайловичем, представлял собой первый русский таможенный тариф, который устанавливал повышенные пошлины на ввозимые предметы роскоши и заморские вина и запрещал вывоз из страны драгоценных металлов и изделий из них. Новоторговый устав выразил негативное отношение к торговле иностранцев, злоупотреблявших реализацией в России низкокачественных и контрабандных товаров: пошлина на товары иноземцев была увеличена в 4 раза., а торговать иностранцам разрешалось только с пограничными городами – Архангельском, Новгородом, Псковом и некоторыми другими в целях развития инициативы русских оптовиков-скупщиков. Иностранцам под угрозой конфискации запрещалась розничная торговля и обмен друг с другом помимо таможни. Только в исключительных случаях – при наличии специальной жалованной грамоты о торгах – иностранные купцы имели право следовать с товарами в Москву. Привилегии в торговле иностранными товарами в России имели лишь индийские, греческие, бухарские купцы, которым разрешался даже вывоз валюты.»

В конце XVII в. взимание таможенных пошлин и сборов осуществляли Приказ Большой казны, Большая таможня, Посольская новая таможня, Мытная изба, Конюшенный приказ, Номерная изба, таможенные избы в уездах. «За каждое нарушение обрядностей со стороны купца (неимение или неполнота грузовых документов, объявка товара слишком низкой ценой и т.п.) они наказывались отбиранием товаров на Государя (т.е.конфискацией)»[6]. Возникновение Иркутской таможни относится к 1682 г., хотя таможенное оформление велось со времени основания острога (1661 г.). В 1672 г. Была построена таможенная изба. Сборами ведали таможенный голова и подьячие. Таможенные головы первоначально назначались из служилых людей, но вскоре их заменили выборные посадские люди. В их обязанность входили сбор таможенных пошлин и закупка товаров для казенных нужд. В штате таможни, кроме таможенного головы, находились также целовальники для осмотра товаров и сбора пошлин, подьячие для делопроизводства, а также служилые люди, истопники и сторожа. Таможенная деятельность определялась уставной грамотой и наказной таможенной памятью. Уставная таможенная грамота определяла состав действующих в городе пошлин и величину размера каждой из них. В наказной таможенной памяти разъяснялась организация сбора таможенных пошлин, определялись права и обязанности между головой и воеводой.Таможенным головам предписывалось производить самую тщательную сверку предъявленных товаров с указанием их количества в проезжих грамотах. Все замеченные расхождения фиксировались в таможенных книгах. Помимо этого, в таможенных книгах подробно записывалось, откуда и сколько пришло товара, взята ли пошлина и сколько, и куда товар ушел, кто его хозяин, как пополнилась казна.

 XVIII При Петре I принимались значительные меры для политического и хозяйственного развития России. Централизованное управление таможнями осуществляла Коммерц-коллегия, созданная в результате замены приказной системы на коллежскую. Благодаря реформе, проведенной графом Винниусом, была введена система штрафов за контрабанду – конфискация товаров в пользу государства, а не в пользу откупающего эту таможню. За сокрытие товара на таможне – штраф и конфискация орудия правонарушения, также могли запретить и вовсе ездить с товаром в Россию. Система досмотра теперь еще и была подкреплена клеймом или печатью, то есть на товары, прошедший контроль ставился знак.

 За подделку этого знака предусматривался штраф и конфискация товара. . В результате принятых мер, доходы государства возросли с 3 миллионов рублей в 1710 году до 10 миллионов к 1725г. Таким образом, к середине 18 века уже сформировалась основа той нармативно-правовой базы, на которую и по сей день опираются все нормативно-правовые акты нашей страны.

Особой статьей дохода была русско-китайская торговля. Сибирский приказ обладал монопольным правом на покупку золота и драгоценных камней, ввозимых из Китая. Чтобы предотвратить беспошлинный ввоз и вывоз товаров через Сибирь, Виниус распорядился ставить на товары с уплаченной пошлиной особое клеймо. Товары без клейма отбирались в казну, а владельцы жестоко наказывались.Основной упор во внешней торговле делался на морские перевозки. Половина всех товаров, ввозимых через порты тогдашней России, приходилось на Санкт-Петербург. Там, по данным середины XVIII века, существовали Таможня Первоначальная, Внутренняя и Мелочная, Портовая Таможня (Главная складочная) или Корабельная, Таможня Портовая в Кронштадте ( фактически и первое торговое судно в ноябре появилось именно в строящемся Кронштадте, а оттуда уже препровождено в Петербург), Внутренняя Таможня и Таможня ан Заставе.

 На службе в Петербургской и Кронштадской таможнях состояло 179 человек.В первой половине XVII века в России продолжала существовать откупная система и, более того, правительство после принятия нового протекционного Таможенного тарифа 1757 года решило надзор за границей поручить частному лицу. В 1758 году все таможни, кроме остейских и расположенных по азиатской границе, были отданы в откупное содержание купцу Шемякину (в прошлом известному вору Ивану Осипову, по прозвищу Каин) с товарищами сроком на 6 лет. Это мероприятие правительства закончилось неудачей. Компания не смогла уплатить договоренную сумму. Шемякин был отправлен под суд.

В 1762 году Екатерина II подписала указ об окончательном приеме таможен в казенное ведение. Надзор за ними осуществляла Главная над таможенными сборами канцелярия, а с1789 года – таможенные экспедиции казенных палат.

В период 1790-1822 гг. на таможенную систему сильное воздействие оказали политические отношения России с европейскими державами. В связи с началом Французской антимонархической революции Россия договаривается с Англией, Австрией и Пруссией не поставлять во Францию хлеб и сырье и не ввозить французскую мануфактуру. Затем манифестом 1793 г. Екатерина II запретила вывоз во Францию российских товаров вообще и ввоз из Франции всяких товаров. В 1797 г.

Император Павел I разрешил ввоз в Россию некоторых товаров, но в 1800 г. в целях развития отечественного производства был вновь подтвержден запрет ввоза в Россию шелковых и бумажных тканей, стекла, фарфора, фаянса и др. В том же году был издан указ о запрещении ввоза в Россию иностранных книг и нот – впервые столь явно проявилась и охранительная функция русской таможни как барьера против революционных влияний.Конец XVII – начало XVIII в. явился периодом расцвета первой Иркутской таможни. Прежде всего, это было связано с заключением Нерчинского русско-китайского мирного договора, который нормализовал отношения с Китаем и способствовал развитию русско-китайской караванной торговли. Торговля с Китаем оказалась для государства очень выгодным делом. Только ввозных таможенных пошлин по начислениям Иркутской таможни торговые люди каравана Ивана Саватеева заплатили на огромную сумму – 56 640 рублей.По реформе Петра I с 1715 г. руководителя Иркутской таможни стал назначать сибирский генерал-губернатор.В 1728 г. в Кяхте открылась таможня, которая, став новым центром русско-китайской караванной торговли, постепенно закрепила за собой статус главной сибирской таможни.Однако Иркутская таможня все же во многом сохранила свои позиции. По мнению исследователя истории таможенного дела Ю. Г. Кисловского в XVIII в.: «В системе таможенных органов Иркутская таможня занимала ведущее место». Это было связано с тем, что в это время Иркутск превратился во всесибирский торговый центр: здесь дважды в год – зимой и весной – проходили ярмарки, на которые привозилось множество товаров отовсюду.

  XIX век

 Дальнейшее развитие промышленного производства и в целом экономики вызывают необходимость принятия в 1831 году новой редакции Таможенного устава, который изменяется в 1857 году. Согласно этого документа (См. Свод законов Российской империи. Т.6 Уставы таможенные.

Свод учреждений и Уставов таможенных. СПб., 1857. С.1.) сложилась новая таможенная структура: таможни и таможенные заставы располагались по внешней сухопутной и морской границе империи и царства Польского. В зависимости от объема операций таможни делились на первого класса (Архангельская , Санкт – Петербургская, Московская и др.), второго (Евпаторийская и др.) и малые – третьего класса – Николаевская, Мариупольская и др. Все дореволюционные (до 1917 г.) таможенные уставы 1819, 1857, 1892 гг., а также 1906 г. провозглашали принцип неотвратимости наказания за контрабанду: товары подлежали конфискации с одновременным взысканием с их провозивших пошлин в увеличенных размерах( Рисунок 26)В 1819 г. были приняты Таможенный устав по европейской торговле и новый таможенный тариф - самый либеральный из всех предыдущих, а также всех последующих таможенных тарифов. (Рисунок 27)Однако молодая российская промышленность не была готова к свободной конкуренции с европейскими товарами, поэтому уже в 1822 г. Россия принимает протекционистский тариф с целью исправить допущенные ошибки в своей внешнеторговой политике.Последующие таможенные тарифы 1850, 1857 и 1868 гг. можно охарактеризовать как умеренно-протекционистские. Либеральная внешнеторговая политика Российского государства того времени проявилась в создании зон свободной торговли в Одессе, Камчатской области, портах Приамурья и острова Сахалин.

В годы Первой мировой войны деятельность российских таможенных органов была парализована, большинство таможен было закрыто. Ко времени Октябрьской революции 1917 г. таможенная служба была практически разрушена. К сожалению, о деятельности Иркутской таможни в XVIII в. сохранилось еще меньше сведений, чем о XVII в. причиной этого, по всей видимости, стал крупнейший иркутский пожар 1879 г., уничтоживший таможенный архив. Можно лишь предположить, что в связи с развернутой ярмарочной торговлей масштабы деятельности иркутских таможенников были значительными.В 1792 г. по непонятным причинам Иркутская таможня была закрыта, и ее деятельность прервалась почти на 70 лет.В 1861 г. Иркутская таможня возобновила свою работу. Сразу после своего восстановления она заняла одно из ведущих мест в мире и получила первый класс так называемой «складочной таможни», который имели лишь 10 из более чем 250 таможен страны. Примечательным является тот факт, что Иркутская таможня не вошла ни в один из созданных в то время таможенных округов; она напрямую подчинялась Департаменту таможенных сборов, в котором было создано специальное Азиатское отделение. Главные предметы вывоза во внутренние губернии: пушнина и чай, из губерний ввозятся сукна, шерстяные, шелковые, полотняные и металлические изделия, иностранные и колониальные товары. 

Чаи и меха следуют из Иркутска на Ирбитскую, Нижегородские ярмарки до Томска на подводах, а от Томска до Тюмени на пароходах. Главным товарораспределительным пунктом края являлся Иркутск. В 1879 году в Иркутск было привезено товара на сумму 14 500 000 рублей, в том числе с Нижегородской ярмарки на 6 430 000 рублей. Почти половина товаров, привезенных в Иркутск, отправлялась потом в Забайкалье и Приленский край.В конце XIX века наблюдалось уменьшение оборотов Иркутской торговли, причиной тому явилось увеличение ввоза товаров в Приамурский край и Забайкальскую область морским путем, а затем по Амуру; на торговых оборотах отразились изменения в торговле с Китаем через Кяхту, по причине открытия Суэцкого канала, что облегчило и ускорило обсен товарами между Китаем, Англией и США, увеличился объем ввоза товаров через китайские порты Кантон, Амой, Фучуфу, Шанхай. С этого времени Кяхта перестает быть основным пунктом российской торговли с Китаем, теперь китайский (кантонский) чай начинает поступать в Россию и морским путем – через Одессу. Морская торговля значительно ускоряла и удешевляла перевозку чая. Также в западных сухопутных таможнях учащались случаи контрабанды.

Данные обстоятельства приводили к тому, что обороты кяхтинской таможни стали заметно падать, но все-таки до проведения железной дороги ее удельный вес был еще значительным. Торговля с Монголией проводилась через Кяхту, а также через Южную границу Иркутской губернии. «Товары, следовавщие в Монголию с запада, отправлялись из Иркутска или станции Култук по Тункинскому тракту и дальше на Улясутай (Монголия)всего через сибирские пограничные пункты вывозилось товаров в Монголию на 3 миллиона рублей, а из Монголии на 10 миллионов рублей ежегодно» (Ф. А. Кудрявцев, Г. А. Вендрих. Иркутск. Очерки по истории города. Иркутск,1958) (Рисунок 30)

Конец XIX-начало XX В мае 1912 года была проведена последняя реорганизация в истории таможенной службы в царской России.Функционирование таможенных органов было возобновлено новой революционной властью только в начале 1918 г. Декретом от 29 июня 1918 г. Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля, которое переходило в непосредственное подчинение Наркомата торговли и промышленности (НКТиП), последний в 1920 г. был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ).В советский период Российского государства в 1917 - 1922 годах по вопросам таможенного регулирования издаются отдельные нормативные акты, вводится государственная монополия на внешнюю торговлю.

В 1924 году принимается первый Таможенный устав СССР. В этой связи в своей монографии «Теория таможенного дела» (М., 1927. С.92) А.И. Потяев констатирует, что Советское государство не ограничивается установлением таможенных пошлин, а определяет какие группы товаров не могут быть ввозимы или вывозимы из страны с учетом потребностей национальной промышленности и намеченными планами восстановления экономики. В рассматриваемый период, несмотря на введение государственной монополии на проведение внешнеторговых операций, происходит развитие таможенного законодательства, что вызывает принятие новых редакций Таможенного кодекса СССР в 1928, 1964, 1991 годах.

В конце XIX в. произошло значительное увеличение объемов работы Иркутской таможни в связи с постройкой Транссибирской железнодорожной магистрали (первый поезд прибыл на городской вокзал в 1879 г.). В конце XIX – начале ХХ вв. Иркутск являлся крупнейшим торговым центром Восточной Сибири, важнейшим товарно-распределительным и транзитным пунктом. Иностранные товары, идущие с Востока, не могли попасть на запад России, минуя Иркутскую таможню. Необходимо отметить, что таможни восточнее Иркутска во время Китайской и Японской кампаний бездействовали, и Иркутская таможня работала в крайне напряженных и неблагоприятных условиях.

Через Иркутскую таможню разрешался транзит русских товаров заграничным путем в другие таможни и из других таможен, транзитная отправка иностранных товаров в таможни внутренние и транзитная отправка через Россию товаров иностранных для дальнейшего вывоза за границу.Иркутск снабжал себя в большей степени товарами с запада. Так, из Европейской России в Сибирь поставлялись табак, спирт, мануфактурные товары, сахар, керосин, кожевенные и железные изделия. Из Европы доставляли швейные машины, мебель, сахар, мануфактура, вино, пиво, модные товары и др. Из Америки ввозили машины, земледельческие орудия, железные изделия, муку и другие продовольственные припасы.Из соседних азиатских государств в Россию через Иркутск также поступало большое разнообразие товаров. (Рисунок 32) Из Китая ввозились чай, пошлина от которого в разные годы составляла 60-96% от общего размера, шелк, фарфоровая посуда, уксус и многое другое. Из Японии поступали рис, пшеница, соль, фрукты, галантерейные вещи. Корея, в основном, поставляла скот и продукты сельского хозяйства.(РИСУНОК 33)На рубеже веков через Иркутск проходило товаров на сумму 11,5 млн. рублей, в том числе галантерейных и мануфактурных товаров на 8 млн рублей.Во время войны 1904-1905 гг. через Иркутскую таможню значительно уменьшились товарные перевозки, да и в последующие годы деятельность таможни не только не расширяется, а в некоторых случаях даже сокращается.

Только после того, как 1 июля 1910 г. при таможне был открыт завозной склад чаев для чайных грузов, идущих из таможен восточнее Иркутска, Иркутская таможня начала увеличивать свои операции. За первые четыре месяца 1911 г. поступлений разных сборов стало уже на 459 тыс. рублей больше, чем за весь 1910 г.(РИСУНОК 34)Транзитная торговля не ограничивалась легальными возможностями. Часть товара провозилась контрабандой, главными статьями которой в конце XIX – начале XX вв. были: во-первых,– маньчжурский спирт, который везли в Европейскую Россию, где он сбывался по очень высоким ценам, и, во-вторых, персидский опиум, провозившийся с такой же целью в Китай.Деятельность таможенных органов в Иркутске имела свои особенности, обусловленные экономической и политической ситуацией в регионе. Переход власти в руки Советов затянулся в городе до декабря 1917 года

Сложившаяся обстановка позволяла таможне «по местному трактовать возникавшие в практике вопросы», существовать «самобытно». Конец 1917 г. был отмечен значительным спадом ее деятельности. Досмотр товаров и почтовых посылок был почти полностью прекращен. Устанавливался строгий контроль поездов, следующих через Иркутск с досмотром багажа.Уже в конце 1917–январе 1918 гг. в Сибири началась гражданская война. До конца 1919 г. Иркутск находился под властью Временного Сибирского правительства. Деятельность Иркутской таможни осуществлялась в соответствии с указаниями новой власти. Складирование и хранение товаров в пакгаузах, совершение обрядностей по досмотру над грузами, клеймение, оплата пошлин и т.д. протекали непосредственно в городской таможне; на станции Иркутск совершались обрядности над грузами, проходящими на запад от Иркутска, а также прием грузов в ведение таможни от железной дороги.

ХХ век (20 – 50 годы)

Необходимо отметить, что исторический период 1927-1986 годов был связан с использованием таможенной системы как органа регистрации и контроля за провозом грузов и пассажиров, а не как механизм регулирования внешней торговли и, естественно, производства. Тем не менее, полученный опыт совместного решения вопросов таможенного контроля в рамках стран-участниц СЭВ, безусловно, обогатил теорию и практику таможенного дела, способствовал унификации оформления товаров, решению задач развития теории и приближению к международному порядку осуществления таможенных процедур.Однако, учитывая тот факт, что государство взяло на себя регулирование ввоза и вывоза товаров, а таможенный механизм не работал, таможенная система не выполняла функций, обусловленных экономическими законами. Отрицательно сказалась на работе таможенных органов их ведомственная подчинённость, непричастность к формированию таможенной политики. В государстве отсутствовали специальные учебные заведения по подготовке таможенных кадров и научно-исследовательские подразделения. 21 января 1930 г. был принят Свод таможенных тарифов СССР, просуществовавший до 1 октября 1961 г., когда вступил в силу новый Таможенный тариф СССР 1961 г. В новом Таможенном тарифе СССР 1961 г. учитывались изменения, сложившиеся в практике мировой торговли в послевоенный период, а также новые взаимоотношения между странами - членами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). К товарам, происходящим или ввозимым из стран, в торговле с СССР которые применяют режим наибольшего благоприятствования (РНБ), применялись минимальные ставки таможенных пошлин, а к товарам, происходящим или ввозимым из стран, которые во взаимной торговле с СССР не применяют этого режима, - максимальные ставки пошлин. С 1 января 1965 г. Совет Министров СССР отменил таможенные пошлины на товары, экспортируемые из дружественных стран Азии, Африки и Латинской Америки.( Рисунок 35)Великая Отечественная война застала таможенников на их постах. Как и пограничники, они с оружием в руках встретили фашистских оккупантов на западных рубежах страны. Многие из них погибли. В ряды Красной Армии, ополчение, партизанское движение ушло 90% всего личного состава таможенных органов. 24 таможни оказались на захваченной врагом территории; большая часть зданий была разрушена. В начале 1920 г. Советская власть в Иркутске была восстановлена. В июне 1920 г. Иркутская таможня перешла в ведомство НКВТ.Что же касается деятельности самой Иркутской таможни в этот период, то характеристика ее выглядела весьма скромно. Как писал управляющий таможней С. Д. Татищев, «функции таможни, как таковой, в отношении наружной службы… не производятся и деятельность таможни сводится к внутреннему делопроизводству».Трудности переходного времени начали сглаживаться в последующий период. В марте 1922 г. утверждено «Положение о местных таможенных управлениях, об округах, таможнях и таможенных постах». Иркутская таможня вошла в Сибирский таможенный округ.Основная деятельность сосредотачивалась на борьбе с контрабандой, операции же над импортными и экспортными товарами в условиях незначительности товарооборота страны отходили на второй план.По приказу НКВТ от 11 июля 1925 г. было образовано Сибирское районное таможенное инспекторское управление с центром в г. Ново-Николаевске, с подчинением ему Иркутской внутренней таможни 1 разряда. Постановлением СНК РСФСР от 13 октября 1926 г. Сибирское таможенное инспекторское управление было переведено из Ново-Николаевска в Иркутск. Конец 1920-х годов явился важным этапом в развитии таможенного дела СССР. 19 декабря 1928 г. постановлением ЦИК и СНК СССР был утвержден первый Таможенный Кодекс СССР, который упразднил районные таможенные инспекторские управления и создал отделения Главного Таможенного управления.1928 г. был последним годом существования Иркутской таможни. В связи с выносом таможенных операций на линию государственной границы, ее деятельность была признана нецелесообразной. 1 января 1929 г. Иркутская таможня закрыла действия, ликвидационные работы завершились 15 января 1929 г.Возобновление таможенного дела в Иркутской области относится к концу 1940-х гг. В 1949 г. был образован Иркутский таможенный пост, который расположился в районе аэропорта.

ХХ век (50 – 90 годы)

Правда, потребности индустриализации СССР (на 95 % на основе западных технологий) привели к росту государственной внешней торговли, а для этого требовались новые законы, нормативы и инструкции. Соответствующая структура таможенных органов, образовавшаяся еще во второй половине 1930-х гг. и получившая юридическое закрепление в Таможенном кодексе 1964 г., с незначительными изменениями сохранялась вплоть до перестройки". Приказом № 566 от 18 октября 1952 г. «Об изменении дислокации и штатов таможенных учреждений» Иркутский таможенный пост был преобразован в таможню III класса.В 1967 г. к функциональным обязанностям сотрудников таможни добавились налаживание взаимодействия с милицией и народной дружиной в деле незаконной торговли иностранными товарами.Начало 70-х гг. стало периодом активизации борьбы с контрабандой на Иркутской таможне. Толчком послужили обнаруженные факты безнаказанного вывоза через таможню советской валюты в МНР целой группой лиц. 1 апреля 1983 г. был создан пассажирский отдел. Расширились обязанности таможенников. Кроме оперативной работы, сотрудники пассажирского отдела работали с предложениями и жалобами граждан, следили за техническими средствами контроля.В период внешнеэкономической реформы в СССР (1986-1991 гг.) начинается новый этап развития таможенной системы.29 декабря 1988 г. утверждается новая структура Иркутской таможни. В связи с введением сплошного декларирования внешнеторговых грузов в таможне создается грузовой отдел.Объем работы Иркутской таможни постоянно увеличивался, в зону ее деятельности включались все новые области и края Сибири. На начало 1990 г. зона деятельности Иркутской таможни включала в себя Омскую, Томскую, Новосибирскую, Кемеровскую области, Красноярский и Алтайский края, Тувинскую АССР.

ХХ век (90 годы)

Правопреемницей СССР на территории СНГ стала Российская Федерация.После распада СССР в целях защиты экономических интересов и обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации вышло постановление УКАЗ от 18 июля 1992 г. N 788 «О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации» в котором были прописаны меры по сохранению существующей границы и деятельности таможенных органов. С развитием таможенного дела в СССР, а затем в Российской Федерации государственная политика в части обеспечения экономической безопасности государства была направлена на пресечение фактов использования, приобретения, хранения товаров, ввезенных на территорию страны с нарушениями таможенных правил, т.е. с сокрытием от таможенного контроля либо минуя его. Ответственность за совершение подобных правонарушений (в виде штрафа) устанавливал Таможенный кодекс СССР 1991 г. В 1991-1992 годах действовала единая пошлина на все товары, сначала - пять процентов, потом - пятнадцать процентов. Позднее стало ясно, что если тариф не будет работать как инструмент защиты и регулирования, то это может крайне негативно повлиять на все производство в стране .В 1992г. создается Государственный Таможенный Комитет РФ (ГТК РФ). А в 1993г. принимаются новый Таможенный кодекс и Закон «О таможенном тарифе»,способствовавшие реализации намеченной таможенной политики, а с принятием в 1993 г. Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) ответственность за совершение операций с товарами, незаконно ввезенными на таможенную территорию РФ, была оставлена среди видов таможенных правонарушений.После распада СССР Иркутская таможня работала в составе только двух отделов – грузового и пассажирского, которые и осуществляли все операции по пропуску самолетов и пассажирского багажа в международном аэропорту г. Иркутска.Приказом ГТК России от 8 июня 1993 г. создано Восточно-Сибирское таможенное управление. В зону его деятельности включались таможенные учреждения Иркутской и Читинской областей, Красноярского края, республик Бурятия, Тыва, Хакасия. Иркутская таможня стала подчиняться новому таможенному управлению и ГТМ РФ, сохранив при этом свои функции.В 1994 г. в Иркутской таможне появилась группа, осуществляющая контроль за доставкой товаров, перемещаемых в зоне ее деятельности по процедуре внутреннего таможенного транзита, а затем на ее базе создан отдел, контролирующий доставку товаров. В службу материально-технического обеспечения, капитального строительства и эксплуатации преобразован отдел материально-технического снабжения. Был создан юридический отдел, отдел нетарифного и экспертного контроля и группа по оформлению грузовых таможенных деклараций. Первого февраля 1995 г. было утверждено положение о таможенных постах Иркутской таможни, которые являлись составной частью единой системы таможенных органов России и осуществляли свою деятельность под руководством ГТК РФ, Восточно-Сибирского таможенного управления и Иркутской таможни. (Рисунок 39)К 1996 г. Иркутская таможня по итогам своей деятельности заняла ведущее место как среди сибирских таможен, так и в России. В 1996 г. иркутские таможенники принесли казне 11 млн. 265 тыс. долларов США и 201 млрд. 53 млн. рублей.Кризис 1998 г. сказался на работе всех участников внешнеэкономической деятельности, существенным было и его влияние на деятельность таможенных органов.

XXI век

Практические проблемы развития экономики и внешней торговли России, дальнейшее развитие правовой базы, отставание таможенного законодательства от существенно обновившегося в целом федерального законодательства вызвали потребность в разработке новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации, которая была принята в 2003 году и вступила в силу с 1 января 2004 года. Его принятии ознаменовало собой новый этап развития таможенной системы в стране. В нем закреплены основные направления деятельности таможенных органов, управления таможенными органами, порядок досмотра, таможенные режимы, ставки таможенных пошлин и др. фискальная же деятельность таможенных служб закреплена в Кодекс об административных правонарушениях РФ.Экономика Иркутской области постепенно возвращалась на прежние позиции, соответственно этому оживлялась работа таможенных органов. По итогам 2000 г. Иркутская таможня принесла казне более 2 млрд. 381 млн. рублей, а за 9 месяцев 2001 г. было перечислено около 2 млрд. 806 млн. рублей. ( Рисунок 40)В 2005 г. в Иркутской таможне было зарегистрировано 711 участников внешнеэкономической деятельности; оформлено более 37 тысяч грузовых таможенных деклараций, в том числе по экспорту более 34 тысяч; товарооборот составил 4,7 млрд. долларов США, в натуральном выражении – 13,3 млн. Сегодня Иркутская таможня является одной из крупнейших таможен Сибирского таможенного управления. В ее структуру входят восемь постов: Ангарский, Нижнеудинский, Аэропорт Иркутск, Саянский, Усольский, Шелеховский, Байкальский, Иркутский. (Рисунок 41)В первом квартале 2009 года Иркутская таможня перечислила в федеральный бюджет 9 млрд. 847 млн. рублей.Иркутская таможня является не только источником наполнения бюджета, но и важным инструментом в регулировании внешнеэкономического грузопотока. Вся ее работа, в конечном счете, направлена на защиту интересов национальной и региональной экономики. Силами таможенников осуществляется контроль за возвратом валютной выручки в Россию и поступлением штрафов.