Олимпиада

Сведения об истории олимпиад школьников по обществознанию в БГУ

Олимпиады по обществознанию в Байкальском государственном университете проходят уже в течение пяти лет. Первая из них проведена в 2009-2010, вторая – в 2010-2011, третья – 2011-2012, четвертая в 2011-2012, пятая – в 2013-2014 учебных  годах, шестая - в 2015-2016 учебных  годах.

Все эти годы отрабатывалась организационная сторона проведения олимпиад. Она касалась трех вопросов:
1) формы и порядка проведения олимпиады по обществознанию;
2) материально-технического обеспечения проведения олимпиады по обществознанию;  
3) подведения итогов олимпиады по обществознанию.

О формах и порядке проведения олимпиад по обществознанию

Олимпиада в БГУ проводилась в два этапа. Первый (отборочный) этап проводится в заочной форме, второй (заключительный) этап – в очной форме. При этом первый (отборочный) этап проводился в форме выполнения олимпиадных заданий в режиме on-line с использованием Интернета, а второй   (заключительный)   этап   олимпиады проводился в очной форме в БГУ.

Сроки проведения этапов олимпиады определялись решением Оргкомитета. На основании опыта проведения олимпиад мы проводили их в следующие сроки: 1-й (заочный, отборочный) этап олимпиады в январе; 2-й (очный, заключительный) этап олимпиады в марте, в г. Иркутск, в БГУ, в студенческом культурно-досуговом центре «Художественный». Информация о сроках и условиях проведения олимпиады постоянно размещалась на сайте БГУ. К подготовке и проведению олимпиады активно привлекались филиалы БГУ, расположенные в г. Якутск (Республика Саха (Якутия)) и в г. Чита (Забайкальский край). С учетом того, что участниками олимпиады становились учащиеся разных национальностей и школ из разных регионов (Забайкальского края, Иркутской области, Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия) рабочим языком проведения олимпиады определялся русский язык.

Особое внимание уделялось порядку выполнения заданий 1-го и 2-го этапа олимпиады, а также работе Оргкомитета олимпиады. Председателем Оргкомитета являлся ректор БГУ. Оргкомитет выполнял следующие задачи: устанавливал сроки проведения этапов олимпиады; обеспечивал непосредственное руководство подготовкой и проведением всех этапов олимпиады; формировал составы методической комиссии и жюри олимпиады с учетом того, чтобы не было одновременного членства лиц в методической комиссии и жюри олимпиады; утверждал список тем для подготовки заданий для первого и второго этапов олимпиады, критерии оценки работ; утверждал формы бланков заявлений, листов с заданиями, протоколов комиссии по оценке результатов олимпиады; совместно с жюри утверждал список победителей и призеров олимпиады; награждал победителей и призеров олимпиады; готовил материалы для освещения организации и проведения олимпиады в средствах массовой информации и среди потенциальных участников олимпиады; рассматривал совместно с методической комиссией и жюри апелляции участников олимпиады и принимал окончательные решения по результатам их рассмотрения; осуществлял иные функции в соответствии с Положением об олимпиаде. Для проведения олимпиады в 2012-2013 учебном году на Оргкомитет возложена задача по представлению в Российский совет олимпиад школьников отчета по итогам прошедшей олимпиады.

Принципы формирования олимпиадных заданий

При формировании олимпиадных заданий по обществознанию придерживались следующих принципов:
1. Отражения в заданиях различных тем школьного курса и объема их изучения к срокам проведения этапов олимпиады.
2. Ориентирование участников олимпиады на понимание сущности изучаемых событий и процессов.
3. Способность участников олимпиады к творческому решению  заданий олимпиады.

При составлении заданий олимпиады особое внимание уделялось:
1) разработке общих положений;
2) принципов формирования олимпиадных заданий;
3) системе оценивания олимпиадных заданий, их проверке;
4) списку рекомендуемой литературы и перечню сайтов Интернета, помогающих школьникам более широко ориентироваться в проблематике обществознания.

При составлении олимпиадных заданий по обществознанию руководствовались положениями Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля . N 3266-1 (в действующей редакции), Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта . №196, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 октября . №285 «Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников».

Особое внимание Оргкомитет уделял организации работы Апелляционной комиссии. Для рассмотрения апелляций она создавалась в составе 3-х человек, в нее входили представители Оргкомитета, методической комиссии и жюри, при этом на Апелляционную комиссию возлагались следующие функции: принимать и рассматривать апелляции; проводить экспертизу работ участников; принимать решение по результатам рассмотрения апелляции; информировать участника – подателя апелляции – о принятом решении. Не меньшее внимание уделялось и организации работы методической комиссии олимпиады и жюри олимпиады. Она решала следующие задачи: разрабатывала олимпиадные задания по обществознанию для всех этапов олимпиады; определяла критерии и методики оценки выполненных заданий всех этапов олимпиады; представляла в Оргкомитет предложения по совершенствованию олимпиады; рассматривала совместно с Оргкомитетом и жюри апелляции участников олимпиады; публиковала на сайте БГУЭП решения олимпиадных заданий; предоставляла Оргкомитету БГУЭП отчет по итогам олимпиады; осуществляла иные функции в соответствии с Положением об олимпиаде.

Жюри проверяло и оценивало результаты выполнения олимпиадных заданий; определяло лучшие работы, набравшие наибольшее количество баллов; предлагало кандидатуры победителей и призеров олимпиады; по результатам оценки оформляло протокол и составляло отчет Оргкомитету БГУЭП по итогам олимпиады; рассматривало совместно с Оргкомитетом и методической комиссией апелляции участников олимпиады; осуществляло иные функции в соответствии с настоящим Положением. Среди иных функций – учет особенностей предмета обществознания, дискуссионности его материала, возможности расхождения взглядов участника олимпиады с взглядами членов жюри Оргкомитета. В связи с тем, что некоторые материалы по обществознанию имеют дискуссионный характер и могут проявиться в расхождениях взглядов участника олимпиады с взглядами членов жюри, Оргкомитет уделял особое внимание сочинению-эссе, который содержит в себе возможность определения уровня подготовленности и творческого потенциала участника олимпиады.

При оценивании этой работы Оргкомитет руководствовался следующими критериями: знание участником олимпиады социальных фактов; владение теоретическим материалом (понятиями, терминами, мнениями ученых-обществоведов и др.); способность аргументировано  обосновывать свои суждения и выводы; выстраивать внутренне смысловой рассказ; возможность оригинального решения проблемы; раскрытие смысла высказывания; заявка на представление собственной позиции; теоретическая аргументация собственной позиции; подтверждение собственной позиции примерами из жизни; ораторские способности выступающего. Проверка сочинения-эссе как творческого задания требовала подключения усилий всех членов жюри, а в ряде случаев и эксперта.